Уход за больными — это комплекс мероприятий, на­правленных на создание благоприятной обстановки для больного, на обеспечение его психического равновесия и на точное выполнение назначенного курса лечения.

Тщательное выполнение правил общего и специального ухода является решающим условием надежности, эффективности лечения.

Роль медперсонала в лечении и уходе за больными.

Основным медицинским персоналом, обеспечивающим уход за хирургическими больными, являются медицинская сестра и санитарка. Врач-хирург обязан не только знать все методы и приемы ухода за больным, определить необходимый объем их для каждого конкретного больного, но и уметь выполнять все приемы ухода, научить (в случае необходимости) медицинскую сестру или санитарку правильному их выполнению, а при необходимости заменить их.

Правильный уход за больным предусматривает знание тех патологических изменений, которые вызываются заболеванием, или изменений, вызываемых применяемыми методами лечения.


Основная задача ухода — создание оптимальных условий для выздоровления, т. е. предупреждение осложнений, которые могут быть связаны как с заболеванием, так и с особенностями методов лечения.

Большое значение имеют также взаимоотношения между персоналом, больным, родственниками. Поведению медицинской сестры, ее одежде, внешнему виду в хирургическом отделении уделяется особое внимание, так как это имеет не меньшее значение, чем объем профессиональных знаний и навыков. Чуткость, внимательность, аккуратность, готовность всегда прийти на помощь больному, умение утешить его словом, вселить в него бодрость, уверенность в благополучном исходе заболевания, операции — важные качества медицинской сестры, которые должен воспитывать в ней врач-хирург.

Нельзя в присутствии больных обсуждать ошибки, допущенные при выполнении тех или иных процедур и манипуляции!

Медицинская сестра должна позаботиться о правильном подборе для поступающего в хирургическое отделение больного больничной одежды (пижама, тапочки и т. д.). Благотворное влияние оказывает на больного обращение к нему по имени и отчеству. Заботливое отношение к поступающему больному способствует установлению доверия, взаимного уважения, контакта. В разговоре с больным медицинский персонал должен строго следить не только за содержанием своей речи, но и интонацией, мимикой, жестикуляцией.

Особая осторожность требуется при попытках больных получить разъяснения о диагнозе, особенностях заболевания, возможных осложнениях предстоящих стоящих исследованиях и др. Врач обязан помочь ухаживающему персоналу выработать тактичные, спокойные ответы с рекомендацией адресоваться с этими вопросами к лечащему врачу.

При выполнении больному той или иной процедуры медицинский персонал не должен вести между собой разговоры на отвлеченные темы. Следует помнить, что это расценивается больными как проявление невнимания к нему и не способствует повышению авторитета персонала. Совершенно недопустимо обсуждение при больном (в начале наркоза или на стадии пробуждения) вопросов течения его болезни, возможных осложнений и т. д., поскольку оценка больным услышанного может оказаться неадекватной.

Неосторожные разговоры медицинского персонала при больных могут обусловить возникновение у них так называемых ятрогенных заболеваний. Это обычно связано с тем, что больной находит у себя признаки тех болезней, о которых он случайно услышал от персонала, и разубедить его в дальнейшем бывает чрезвычайно трудно. В таких случаях больные нередко настойчиво требуют лекарств и процедур для лечения болезней, которых у них нет.

В благожелательном участии, теплом отношении особо нуждаются больные с кишечными свищами, обширными ранами с обильным гнойно-гнилостным отделяемым, параличами и т. д. Медицинский персонал при оказании помощи таким больным не должен проявлять брезгливость, показывать, что ему неприятно проведение той или иной процедуры (смена белья, перевязка и др.). Одним из важных показателей качества ухода за больным является быстрая реакция медицинского персонала на зов больного и немедленное выполнение его обоснованной просьбы. Однако, не все пожелания больных могут быть выполнены в связи с наличием противопоказаний, обусловленных характером заболевания, операцией и т. д. Например, больные после сложных операций на желудке, испытывая жажду, могут просить пить, в то время как прием жидкости через рот им противопоказан. Больному необходимо разъяснить невозможность выполнения его просьбы и сообщить об этом врачу, который внесет необходимые коррективы в проводимую инфузионную терапию. Резкий категорический отказ может привести к конфликту.

Высококвалифицированный ухаживающий персонал спокойным благожелательным ответом всегда может предупредить назревающий конфликт. Благожелательное отношение к больному не должно переходить в фамильярность. Большое значение для установления нужного контакта с больным имеют проявление внимания к его интересам, вовремя сказанная, подходящая к случаю шутка и т. д.

Качество ухода за больными в значительной степени зависит от правильного взаимоотношения врача, медицинской сестры и санитарки. Эффективность необходимых для данного конкретного больного приёмов ухода, скорость их проведения определяются квалификацией и сработанностью указанной бригады. Роль медицинской сестры в этой бригаде очень велика, так как больной находится под ее постоянным наблюдением, она является непосредственным исполнителем всех процедур по уходу, своевременно замечает изменения в состоянии больного, начинающиеся осложнения и сообщает об этом врачу. Врач определяет объем необходимых мероприятий по уходу за каждым больным, меры профилактики осложнений и их лечения, если они возникли. Чем раньше выявлено осложнение и начато лечение, тем оно более эффективно.

Информацию о состоянии и поведении больного врач получает от медицинской сестры в течение суток, а не только на утренних обходах. Иногда даже малозаметные изменения состояния больного могут свидетельствовать о необходимости проведения экстренной операции. Поэтому уровень знаний и ответственность медицинской сестры хирургических отделений должны быть особенно высокими.

Last modified: Friday, 3 January 2020, 10:33 AM