9.1. Психика как форма отражения действительности
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи - головного мозга - отражать своими состояниями предметы и явления существующего вне нас и независимо от нас материального мира, и заключающееся в построении субъектом духовной картины этого объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения.
Системность психики состоит в упорядоченности событий прошлого (память), настоящего (его переживаемость, самосознание) и будущего (целеполагание, побуждения, грезы, замысел). Психика существует как система осознанных и неосознанных процессов и порождаемых ею состояний - ощущений, образов, понятий, побуждений, чувств, мыслей и др., которые определяются различными потребностями человека, а также экстремальными ситуациями (война, соревнования, экзамены, космос и пр.). Благодаря психическим свойствам человек обладает чрезвычайно высокой степенью приспособляемости и изменчивости поведения.
Психика прошла длительный путь развития от элементарных форм ощущений до сознания человека благодаря, с одной стороны, максимальному развитию человеческого мозга, с другой - общественно-исторической деятельности человека.

9.2. Отличия высшей нервной (психической) деятельности человека от ВНД животных
Психика и поведение человека существенно отличаются от поведения животных, хотя у них имеются сходные закономерности образования и протекания условных рефлексов и, стало быть, общие механизмы индивидуального приспособления. В отличие от животных, которые познают и оценивают мир в основном за счет непосредственных чувственных ощущений, у человека познание происходит также и посредством более сложных форм отражения, вплоть до абстрактного мышления. Анализируя это положение, еще И.М.Сеченов отмечал значение слова в психическом развитии человека. Он писал о "символизации" окружающей действительности при помощи слов, накладываемых на ощущения. И.П.Павлов развил это представление в учении о двух сигнальных системах действительности.

9.2.1. Учение о сигнальных системах действительности И.П.Павлова
Первая (I) сигнальная система действительности состоит из непосредственных раздражителей, действующих на органы чувств в качестве условных сигналов и вызывающих впечатления, ощущения и представления от окружающей среды, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, видимое и слышимое. Эта система есть и у человека, и у животных.
Вторая (II) сигнальная система состоит преимущественно из слов, обозначающих действие внешних факторов и являющихся сигналами первых сигналов. Эта система свойственна только человеку. Она - не просто совокупность элементарных ассоциаций типа "слово - предмет". Слово обозначает не только простые раздражители, но и их признаки, их сложные комбинации, различные их соотношения и взаимосвязи. То есть, в связи со словом возникают понятия. Поэтому II сигнальная система в количественном и качественном отношениях значительно превышает I систему непосредственных условных сигналов. Поэтому II сигнальная система дает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, лежащей в основе специально человеческого абстрактного мышления. Она составляет фундамент сознательного и разумного поведения и является высшим регулятором поведения человека.

9.3. Речь человека, ее значение в развитии психических функций человека
Важнейшим и основным компонентом II сигнальной системы является членораздельная речь. Она обеспечивает человеку возможность делиться своими мыслями, приобретать и передавать будущим поколениям знания и гибкую систему навыков, т.о. обеспечивает прогресс и цивилизацию. Членораздельная речь человека, таким образом, составляет вербальный (словесный) понятийный язык. Он имеет 2 особенности. 1-ая особенность - многообразная конкретизация языковых форм, когда один и тот же объект называется разными символами. В настоящее время имеется более 2500 современных живых развивающихся языков.
2-ая особенность - ненаследуемый характер любого языка. В генах язык не закрепляется. Ребенок заново учит конкретный язык, как бы хорошо ни говорили на нем его предки, и даже овладевает другими, неродными языками.

9.3.1. Функции речи
Речевая, второсигнальная форма отражения действительности, как специфически человеческая форма отражения, выступает в трех важнейших функциях: коммуникативной, понятийной и регуляторной.
Коммуникативная функция проявляется как средство общения в двух формах - экспрессивной и импрессивной. Экспрессивная предполагает участие субъекта, формулирующего речевое высказывание. Импрессивная форма выражается в восприятии потока чужой речи, ее декодировании и анализе. В качестве средства непосредственного, прямого общения у человека выступает устная речь.
В элементарной форме коммуникативная деятельность имеется и у животных. Животные общаются при помощи мимики, жестов, звуков, пахучих веществ и пр. Звуковые средства общения составляют своеобразный "язык", так называемый первичный, допонятийный язык животных. Только у некоторых высших животных - обезьян, дельфинов, китов - он достигает уровня понятийного (формирования из особых щелчков, сонаров звуковых образов, например, "акулы"). Но и в этом случае он остается невербальным языком.
Понятийная функция речи заключается в том, что она выступает как средство выражения мысли, является орудием понятийного, абстрактного мышления. Посредством речи анализируется и обогащается поступающая информация, а также формулируются суждения и умозаключения. Включаясь в восприятие отдельных образов, слово дает возможность выделить их существенные свойства в виде понятий и таким образом осуществляет переход от элементарного ощущения к сложному процессу мышления.
Регуляторная функция речи определяется регуляцией с помощью слова деятельности различных систем организма: внутренних органов, как показано в экспериментах К.М.Быкова (сердца, сосудов, желудка, мочевого пузыря и др.), мышечной системы и координации движений, различных анализаторов. Велико значение регуляторной функции речи в воспитании и организации трудовой деятельности и социальной активности человека, в профилактике и лечении различ­ных его заболеваний, медицинской этике и деонтологии. Регуляторная функция слова связана не с его физическими, акустическими свойствами, а со смысловым его значением (семантическим).
Н.П.Бехтерева показала формирование в мозгу при восприятии слова двух различных кодов электрической активности - звуковой и смысловой. Смысловой, в отличие от звукового, существенно изменяется, когда меняется смысловое содержание слова в различных ситуациях (например, "экзамен", "сессия" в период экзаменационной сессии). Смысл слов определяется структурой и объемом памяти, информационным тезаурусом человека.

9.3.2. Формы речевой деятельности
Речь проявляется в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.
Акустическая форма речи представлена в виде звуковых сигналов и характеризуется ее разборчивостью, то есть степенью восприятия звуков, слов и смысла речи. Связная речь характеризуется информационной избыточностью, позволяющей слушателю догадываться о нечетко произнесенных и даже вообще не произнесенных звуках по ее смыслу - "размытая" логика мыслительной деятельности.
Акустическими параметрами речи являются: спектр звука (его частота и амплитуда); частота основного тона голоса, определяемая наименьшей частотой колебаний звука в процессе фонации (вокализации) и воспринимаемая как высота голоса; интонация голоса (просодическая характеристика) - изменение частоты основного тона во времени; обертоны, придающие основному тону особый оттенок, или тембр; речевые форманты (максимумы акустической энергии на спектрах звуков); громкость; фонемы (звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова - например, первые звуки в словах "зов", "ров", "шов"). Интерпретация слова может определяться как его лингвистической (языковой, семантической) информацией, так и экстралингвистической (внеязыковой, о поле, возрасте, здоровье, эмоциональном состоянии говорящего), а также содержанием предложения (например, слово "коса" имеет разный смысл в зависимости от контекста).
Кинестезическая форма речи проявляется в артикуляции - работе речедвигательного аппарата (гортань, голосовые связки - источник звука, ротовая полость, глотка - резонаторная система, губы). Мышечное напряжение органов артикуляции наблюдается при отсутс­твии звукового речевого выражения (в процессе мышления).
У глухонемых речь осуществляется в форме жестов.
Оптическая форма речи (письменная речь) обеспечивает механизм анализа и интеграции отдельных буквенных раздражений, а также обеспечивает символическую функцию речи. Эта форма речи существенно зависит от слухового компонента речи и целостности речедвигательного аппарата. Письменная речь служит в качестве средства опосредованного во времени и в пространстве общения, позволяющего накапливать знания и информацию.

9.3.3. Физиологические основы речи
Речевая функция обеспечивается работой речедвигательного, речеслухового, речезрительного анализаторов, а также лобных отделов мозга.
Речедвигательный анализатор, во-первых, воспринимает сигналы от языка, губ, полости рта и гортани, рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц и, во-вторых, осуществляет построение речи и произношение слов. Корковый отдел этого анализатора - соматосенсорное поле - расположено в задней центральной извилине каждого полушария, 1-3 поля Бродмана. В передней центральной извилине правого и левого полушарий (4 и 6 поля Бродмана) расположено первичное моторное поле, которое управляет мышцами, формирующими речь и письмо. Но главным моторным центром речедвигательного аппарата, в котором происходит формирование речевых программ, является центр Брока, расположенный в задней части третьей лобной извилины левого полушария. При поражении этого центра утрачивается способность говорить и писать - развивается моторная афазия.
Речеслуховой анализатор включает слуховое сенсорное поле (зона поперечных извилин Гешля - часть первой височной извилины каждой височной доли и глубоко проникает в латеральную, сильвиеву борозду, 41 поле Бродмана) и центр Вернике, расположенный в задних отделах верхневисочной области левого полушария, обеспечиваю­щий понимание смысла речи. При разрушении центра Вернике развива­ется сенсорная афазия.
Для понимания развернутой речи необходим процесс декодирования разномодальных речевых сигналов, поступающих в акустической, оптической и кинестезической формах, взаимодействующих в височно-теменно-затылочной области левого полушария, называемой угловой извилиной. При поражении этой области развиваются различные виды афазии:алексия (расстройство чтения), аграфия (расстройство письма) и акалькулия (расстройство счета).
Речезрительный анализатор включает сенсорное зрительное поле в области шпорной борозды на медиальной поверхности затылочных долей правой и левой стороны полушарий головного мозга (17 поле Бродмана).
Таким образом, лингвистические способности человека определяются преимущественно (у правшей) левым полушарием благодаря взаимодействию трех его речевых зон: Брока, Вернике и височной угловой извилины.
Для понимания сложных форм развернутой речи и подтекста сложных высказываний необходимо также участие лобных долей мозга.

9.3.4. Роль речи в формировании принципа вероятности и "размытости" в высших интегративных функциях мозга
Особенность II сигнальной системы состоит в том, что в языке лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл. Его ежедневное использование способствует развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными, "размытыми" понятиями. Это свойство речи привело к повышению эффективности адаптивного поведения человека, которая в значительной степени обусловлена уникальной способностью мозга прогнозировать наступление определенных событий, а значит, соответствующим образом подготовиться к ним.
Прогнозирование на основе прошлого опыта не может быть абсолютным, а носит вероятностный характер.
Вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на усвоении вероятностной структуры прошлого опыта и восприятии информации о реально существующей ситуации. Человеческий мозг в процессе развития его II сигнальной системы приобрел замечательное свойство, позволяющее человеку действовать разумно и достаточно рационально в условиях вероятностного, "размытого" окружения, значительной информационной неопределенности. Это свойство основано на способности манипулировать, оперировать неточными количественными данными, "размытой" логикой в противоположность формальной логике и классической математике, имеющими дело только с точными, однозначно определенными причинно-следственными отношениями.
Таким образом, развитие высших отделов мозга приводит не только к возникновению и развитию принципиально новой формы восприятия, передачи и переработки информации в виде второй сигнальной системы. Функционирование этой системы приводит к возникновению и развитию новой формы мышления, построению умозаключений на базе использования многозначной (вероятностной, "размытой") логики. Человеческий мозг легче манипулирует "размытыми", неточными понятиями, терминами, качественными оценками, чем количественными категориями, числами. Именно "размытая" логика мышления обеспечивает человеческому уму возможность эвристического (от греч. "heurisko" - нахожу) решения сложных проблем (то есть быстрого и приблизительного), которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами, то есть на основе точных знаний, законов, большого объема информации и памяти и длительного времени.
Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга встречаются в мире художественной, творческой деятельности человека, в мире искусства, которое дает возможность человеку приобщиться к историческому и национальному опыту других, далеко отстоящих (во времени и пространстве) людей.
Last modified: Friday, 3 January 2020, 10:34 AM