10.1. Проблема соотношения психического и физиологического
Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими процессами, но не сводимы к ним. Как психические, так и нейрофизиологические процессы являются функцией мозга, его отражательной деятельностью. Однако уровень психических процессов проявляетя как более высокий и качественно отличный от нейрофизиологического. Поэтому вопрос о физиологических основах психической деятельности следует понимать не как объяснение психических процессов с физиологической точки зрения, а как поиски той нейрофизиологической системы, на основе которой психические акты возникают, но которая не исчерпывает механизма психической деятельности.
В решени проблемы соотношения психического и физиологического весьма плодотворными являются учение о доминанте А.А.Ухтомского и концепция функциональных систем П.К.Анохина.

10.2. Значение принципов доминанты и функциональных систем в формировании психических процессов
В основе психических явлений лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные процессы, объединяющие, интегрирующие отдельные физиологические проявления в единое целое. Принцип доминанты А.А.Ухтомского объясняет формирование интегрального образа субъективного отражения объективного взаимоотношения организма со средой как продукта пережитых доминант. На основе доминирующего возбуждения происходит интеграция отдельных реакций в целенаправленное поведение. Всякое понятие и представление есть след от пережитых ранее доминант, так как психические состояния и процессы трансформируются в интегральные образы прошлой деятельности, в основе которых лежат корковые доминанты. Появляясь в сознании или уходя в сферу подсознательного, вступая в конфликт друг с другом, доминанты лежат в основе механизмов воспоминаний и мышления. Таким образом, доминанта - один из механизмов психической деятельности.
В соответствии с концепцией функциональных систем П.К.Анохина, системные процессы поведенческого акта являются информационными процессами, то есть психическими проявлениями, для которых физиологические процессы выступают как материальный носитель.

10.3. Высшие психические функции человека
Общественно-историческая деятельность человека, возникновение речи привели к развитию высших психических функций человека. Высшие психические функции человека характеризуют человека как личность.
Личность - это отдельно взятый конкретный человек с присущими ему индивидуальными биологическими и социально обусловленными свойствами и качествами психики.
Важнейшими характеристиками личности являются интеллект и эмоционально-волевая сфера человека.
Интеллект - сложное психическое явление, включающее в свою структуру внимание, память, мышление, сознание. Интеллект проявляется в познавательной деятельности человека и определяется его умственными способностями. Большое значение для интеллекта имеет речь, которая играет существенную роль в формировании и использовании понятий, приобретенных знаний и опыта.
Эмоционально-волевая сфера включает комплекс характеристик, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний, а также определяется общей активностью, в основе которой лежит темперамент (генотип) и характер (фенотип) человека.

10.3.1. Внимание и его нейрофизиологические корреляты
Внимание - состояние активного бодрствования, готовности ответить на стимул и выражающееся в состредоточенности и избирательной направленности познавательного процесса человека или высших животных на определенный объект, значимый в данный момент.
Выделяют 2 вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание - первичный врожденный процесс, развивающийся на базе безусловного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений в окружающей среде (И.П.Павлов).
Произвольное внимание - целенаправленная мобилизация психической активности человека, процесс, опосредованный его социальным развитием. Наибольшего развития внимание достигает у человека, и оно прямо связано с осуществлением высших корковых функций на уровне сознательного опыта. Особой формой произвольного внимания у человека является интеллектуальное внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания. Если непроизвольное внимание осуществляется на подкорковом уровне, то произвольное возникает в процессе обучения, при действии условных стимулов, и требует участия корково-ретикулярных механизмов.
Анатомическим субстратом различных форм внимания, как и различных состояний бодрствования, является ретикулярная формация ствола мозга, диффузная таламическая система с ее корковыми проекциями, субталамус и гипоталамус.
Существуют различные стадии внимания: избирательное, диффузное и рассеянное, которые коррелируют с определенными уровнями бодрствования. Избирательное внимание возможно лишь при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования и выражается преобладанием бета-ритма ЭЭГ с редкими альфа-волнами. Диффузное внимание связано с состоянием расслабленного бодрствования и характеризуется четким альфа-ритмом. Рассеянное внимание, сопряженное с отвлекаемостью и трудностью состредоточения, возникает при сильном возбуждении и эмоциях и отличается десинхронизацией, стойким бета-ритмом.
Влияние активирующей ретикулярной формации ствола мозга поддерживает общее бодрствование и длительное генерализованное состояние внимания. Неспецифическая таламическая система, в отличие от этого, обеспечивает кратковременные сдвиги бодрствования и внимания, переключение внимания на определенные объекты, т.е. участвует в формировании избирательного внимания вместе с корой и прежде всего ее ассоциативными зонами. Ведущую роль в осуществлении "интеллектуального" внимания играют особые нейроны внимания, детекторы новизны, нейроны неспецифического типа, расположенные в первичных и, особенно, во вторичных (ассоциативных) проекционных зонах коры, а также в гиппокампе, неспецифических ядрах таламуса. В избирательном внимании, особенно "интеллектуальном", особое значение принадлежит лобным долям коры, обеспечивающим речевую регуляцию внимания.

10.3.2. Мышление и его организация
Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В основе мышления лежат два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли из определенной ее словесной формы сообщения.

10.3.2.1. Виды мышления
Различают словесно-логическое (абстрактное) мышление и наглядно-действенное (конкретное); теоретическое и практическое; эмпирическое и логическое (аналитико-синтетическое); реалистическое и интуитивное; творческое и непродуктивное; произвольное и непроизвольное; осознанное и неосознанное.
Мышление абстрактное - отвлеченно-понятийное мышление, специфически человеческая форма психической деятельности, развивающаяся со становлением речи. Центральным для процесса абстрактного мышления является употребление слова или иного знака для расчленения и выделения признаков раздражителей, их абстрагирования и нового синтеза, в результате чего образуется понятие и на его основе - обобщение, суждение и умозаключение. Таким образом, основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение, а средством выражения и формой выражения мысли является язык.
Мысль - форма сложнейшего абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Мысль поэтому как элемент высшей нервной деятельности является результатом общественно-исторического развития индивида с выдвижением на первый план языковой формы переработки информации.
Творческое мышление человека связано с образованием все новых понятий, усвоением новых слов и словосочетаний, с расширением значений старых и образованием новых понятий.
Глубина мыслительной деятельности, определяющая умственные особенности и интеллект, во многом обусловлены развитием обобщающей функции слова. В становлении этой функции различают следующие этапы интегративной функции мозга:
1-ый этап - слово замещает чувственное восприятие определенного предмета. Например, у ребенка (это к концу 1-го - началу 2-го года жизни) слово "кукла" означает его конкретную куклу (и никакую другую) ;
2-ой этап - слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. Слово "кукла" теперь обозначает всех кукол, которых он может видеть (к концу 2-го года жизни);
3-ий этап - слово замещает несколько чувственных образов разнородных предметов: появляется слово "игрушка", обозначающее и куклу, и кубик и т.п. (на 3-ем году жизни);
4-ый этап - появление обобщения второго-третьего порядка: слово "вещь" означает и игрушку, и одежду, и книгу и т.п. (на 5-ом году жизни).
Эти этапы обобщающей функции слова определяют развитие познавательных способностей человека. В первом периоде развиваются сенсомоторные координации с использованием отдельных слов и внешней речи к концу этапа (1,5-2 года); во втором периоде (2-7 лет) используется язык (шепотная речь, переходящая во внутреннюю мысль) в сенсомоторных схемах мышления. В третьем периоде (7-11 лет) возникает способность к когерентным (сцепленным) операциям, логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (преобладает внутренняя речь, словесное мышление). В четвертом периоде, последнем (11-16 лет) - развитие элементов абстрактного мышления, логики рассуждений и умозаключений. Дальнейшее развитие интеллекта достигается за счет обогащения понятиями, основные механизмы его уже сформированы.
Мышление элементарное, конкретное - свойственная животным форма отражения мира, представляющая собою мышление в действии и проявляющаяся в целесообразном и адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Физиологическая основа конкретного мышления - I сигнальная система.

10.3.2.2. Нейроструктурные предпосылки мышления
Сущность мышления человека - мысленное моделирование различных событий, в котором различается, в основном, 2 аспекта: 1- распознавание (цели, условий, способствующих ее достижению, оценки собственных адекватных действий) и принятие решения; 2 - устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач) - соответствие решения выработанному критерию.
Мышление как процесс принятия решения требует участия височных и лобных долей коры больших полушарий, как процесс сохранения поиска обеспечивается теменно-затылочными отделами коры, а соответствие решения выработанному критерию - фронтальными, височными и лимбическими отделами коры, обеспечивающими включение эмоций в оценке ситуации.
Решающая роль в организации мышления принадлежит ассоциативным зонам коры полушарий, обеспечивающим интеграцию разномодальной информации, поступающей из первичных проекционных зон, и сопоставляющим ее с информацией, содержащейся в памяти.
Наиболее важная роль принадлежит ассоциативным зонам лобных долей. Она состоит в интерпретации сенсорных раздражений в зависимости от конкретной ситуации, в выборе цели и прогнозировании событий.

10.3.3. Сознание как высшая форма психической деятельности
Сознание - специфически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью II сигнальной системы (слов, математических формул, образов художественных произведений и других символов) может быть передано другим людям, в том числе и поколениям, в виде памятников культуры. Передавая знания другим, человек тем самым отделяет себя от других субъектов и от внешнего мира. Это обуславливает способность человека к диалогу с самим собой, т.е. формирование самосознания, появление внутреннего "я", судящего о собственных поступках. Самосознание - высший вид сознания. Основная суть описанного отражена в философском определении сознания: сознание - контролируемое и управляемое личностью идеальное отражение действительности, неустранимой частью которой является сама личность.
И.П.Павлов, предположительно характеризуя нейрофизиологический компонент сознания, писал: "Сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью... Другие же отделы (полушарий) с пониженной возбудимостью на это не способны... Деятельность этих отделов есть то, что мы объективно называем бессознательной, автоматической деятельностью... Участок с оптимальной деятельностью... постоянно перемещается... в зависимости от связей...между центрами... и внешних раздражителей."
Таким образом, в каждый момент времени сознательные процессы в зоне оптимальной активности коры соседствуют с активностью неосознанной.
К категории подсознательного относятся: 1) хорошо закрепленные условные рефлексы (по словам Ч.Шеррингтона, чем больше рефлекс является рефлексом, тем меньше он осознается), доведенные до автоматизма навыки; 2) субсенсорные условные рефлексы, выработанные на слабые раздражители (например, на неслышимые звуки, ниже порога 10...12 дБ), сила которых недостаточна для субъективного отражения в сознании, и образуются подсознательно. К такому же порядку явлений относятся субсенсорные реакции, возникающие на основе достаточно сильных раздражителей, но в результате определенного состояния анализатора не осознаваемых (например, 25-й кадр в 1 сек.); 3) процессы, имеющие сугубо личное назначение: регуляции внутренних органов, навыки, оттенки эмоций; 4) глубоко усвоенные субъектом социальные нормы - "голос совести" ["Совесть - есть память общества, усвоенная отдельным лицом" (Л.Н.Толстой)], "зов сердца", "веление долга" и пр.
В процессе длительной эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и психических перегрузок. Консерватизм - одна из характерных черт сознания.
Вторую группу неосознанных форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений, творческих озарений (интуиции), которую называют "сверхсознанием". Это этап первоначального творчества.
Неосознанность определенных этапов творческой деятельности, по мнению П.В.Симонова, возникла в процессе эволюции как необходимость защитить рождающиеся гипотезы от консерватизма сознания, чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора гипотез путем их логического анализа и критерия практики. Взаимодействие сверхсознания и сознания есть проявление принципа развития культуры и эволюции.
Таким образом, восприятие информации может осуществляться как сознательно, так и неосознанно.

10.3.3.1. Функциональные и структурные предпосылки сознания
1. Промежуточный уровень активности мозга, как отметил И.П.Павлов. Сознание выключается как при низкой (во время сна, при наркозе или коме), так и при чрезмерно высокой функциональной активности мозга (во время приступов эпилепсии).
2. Взаимодействие между структурами коры и подкорки, прежде всего, восходящей активирующей ретикулярной системы (ВАРС).
3. Структурной основой сознания является левое и правое полушария мозга.
Даже хорошо сформированный мозг новорожденного еще не способен к сознательному восприятию. Сознание и мышление не развиваются сами по себе, а представляют собою конечный результат длительного процесса познания. Сознание базируется на взаимодействии между людьми, развивается по мере приобретения собственного трудового опыта и связано с языком. Наличие сенсорного притока из внешнего мира определяет сознание не только сразу после рождения, но и в течение всей жизни. Тотальная депривация (лишение) у человека внешних значимых раздражений, моделируемая в экспериментальных условиях (матовые очки, постоянство слухового фона, резиновые заглушки, перчатки, погружение в теплую воду и пр.) уже через несколько часов приводит к сонливости, диффузному вниманию, галлюцинациям, признакам деперсонализации, то есть к нарушениям психики и поведения.
Таким образом, нервным субстратом сознательного восприятия являются корковые проекции органов чувств (сенсорные специфические проекционные зоны коры), обязательно взаимодействующие с неспецифической системой ретикулярной формации, определяющей уровень бодрствования и регулирующей состояние сознания. Эмоциональная окраска восприятия зависит от лимбической системы. Эфферентное звено сознательного восприятия, включаемое при взаимодействии лимбической системы и гипоталамуса, состоит из непроизвольных бессознательных рефлекторных реакций и комплекса вегетативных реакций.
Развивается представление об участии распределенных систем мозга в процессах сознательного восприятия.

10.3.3.2. Критерии оценки сознания
Большую роль в медицине играет возможность определять сознательное состояние человека по наличию единства объективных его критериев. К ним принадлежат следующие:
1. Внимание и способность сосредоточиваться на различных явлениях.
2. Способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими и выражать их словами или каким-либо другим способом.
3. Возможность оценивать предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию.
4. Осознание собственного "я" и признание других индивидуумов.
5. Наличие эстетических и этических ценностей.

10.4. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и ее роль в реализации психических функций
Процессы мышления, сознания и другие психические функции связаны с функциональной асимметрией полушарий головного мозга, существующей наряду с сенсорной и моторной асимметрией.
Психологические исследования на людях с расщепленным мозгом, у которых по медицинским показаниям (лечение эпилепсии) произведено рассечение мозолистого тела (Сперри, 1969, Нобелевская премия), обнаружили следующее. Если человеку с расщепленным мозгом представить в правую половину поля зрения какой-нибудь предмет, например, ключ или карандаш, то больной с расщепленным мозгом может назвать его или отобрать среди других предметов при помощи правой руки. Когда в эту половину зрительного поля проецируются слова, то испытуемый может прочесть их вслух или написать, а также отбрать соответствующий предмет правой рукой. Больной может также назвать и написать название предмета, помещенного в его правую руку. То есть в таких случаях испытуемый не отличается от нормального человека. Если же предмет попадает в левую половину поля зрения, то больной с расщепленным мозгом не может его назвать. В то же время, если его попросить отобрать этот предмет левой рукой, то он способен это сделать. Однако, даже после этого он все равно не способен назвать отобранный им предмет. Он не способен назвать его и в том случае, когда этот предмет положить ему в левую руку. Он не может прочитатьвслух слово, предъявленное в левую половину поля зрения. Однако, если это слово обозначает распространенный бытовой предмет, то испытуемый способен отобрать его левой рукой. Тем не менее, даже в этом случае назвать его он не может.
Эти наблюдения, как и опыты с электросудорожной терапией, применяемой много лет для лечения некоторых видов психозов (при этом на 1-2 ч деятельность полушария, над которым располагаются электроды, угнетается), показали, что левое и правое полушария специализированно доминируют по характеру восприятия, мышления, памяти, эмоций, речи. Для левого полушария характерно аналитическое, абстрактное и осознанное восприятие (лучше узнаются словесные раздражители, легко различимые во времени, знакомые, обобщенные), абстрактное логическое мышление, хорошо запоминаются вербализованные знания (в словесной форме), формирование положительных эмоций, программирование и реализация речи.
Правое полушарие ответственно за конкретное (целостное) зрительно-пространственное восприятие (лучшее узнавание невербализованных, трудноразличимых, незнакомых раздражителей), образное мышление, запоминание невербализованной информации, формирование отрицательных эмоций, понимание речевых сигналов, главным образом, по их интонационной окраске.
Таким образом, человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща целеустремленность, способность прогнозировать события. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.
Функции каждого полушария предстваляют собой самостоятельный аппарат, который обслуживает определенный вид мышления. Оба эти аппарата друг друга дополняют. Правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступившую информацию, зрительно-пространственный анализ стимулов в правом полушарии передается в левое, где происходит окончательный, высший семантический (смысловой) анализ, вербализация и осознание раздражения. Правое полушарие работает по принципу дедукции (синтез, потом анализ), а левое - индукции (анализ, потом синтез).

10.5. Методические подходы к изучению психической деятельности человека
Психическая деятельность человека наиболее информативно изучается с помощью регистрации вызванных потенциалов, примером чего может служить регистрация волны Р300 (см. стр. ).
Наиболее широкое распространение получила регистрация так называемой "волны ожидания", или "контингентное негативное отклонение" (КНО) вызванных потенциалов на ЭЭГ, возникающее только при сознательных действиях человека. Для этого применяется сочетание двух раздражителей - условного (щелчок) и безусловного (ритмические вспышки света), который по инструкции должен быть тотчас выключен самим испытуемым, то есть применяется как сигнал императивный. Сами по себе оба раздражителя при раздельном применении вызывают вызванные потенциалы на ЭЭГ. Если оба раздражителя применяются последовательно с некоторым интервалом, то после щелчка в лобных долях мозга возникает довольно четкое негативное контингентное отклонение ЭЭГ (НКО), в ожидании императивного сигнала, как выражение готовности выключить лампу-вспышку. У здоровых людей КНО имеет амплитуду 10-20 мкв и длительность 1,5-2,5 с. У лиц эмоционально нестабильных, беспокойных и тревожных КНО имеет более низкую амплитуду и большую длительность. Используется также зависимость развития КНО от интервала между условным и императивным сигналом. При интервале 0,5 с КНО не развивается, при 1,0 с - полностью развивается, а при более длительном - широко варьирует в зависимости от темперамента человека. У сангвиников КНО сохраняется и до 10 с, у холериков - начинает угасать уже после 3-4 с ожидания. Имеется также различная взаимосвязь скорости развития, амплитуды и изменения КНО при утомлении с вероятностью подкрепления условного стимула императивным у людей с разной психической устойчивостью. Если подкрепляется только 50% условных раздражителей в серии из 20-30 проб, то КНО практически не развивается у большинства нормальных людей. Но у небольшого числа нормальных людей (упорных в достижении цели, талантливых и эксцентричных) КНО сохраняется даже тогда, когда подкрепляется только 25% условных раздражений.
Last modified: Friday, 3 January 2020, 10:34 AM